Этапы становления совести

Йоги топят за осознанность. Медитирующие — за здесь и сейчас. Психологи — за мышление взрослого.

Меня же не оставляет тема развития эмоционального интеллекта. Я убеждена, что в 21 веке это важнейший навык и без него какой-либо успех будет просто невозможен. Психологи объяснили нам, как нас обманывают и нами манипулируют, и будущему поколению придется научиться жить честно и эмпатично. А это как? И как помочь в этом детёнышу?

Эмоциональный интеллект берет своё начало в формировании совестливых чувств, и существуют этапы становления личности, на которых базируется тот или иной аспект совести. Это придумала не я, это лекции Людмилы Петрановской и психофизиология.

0-1 год. В этот период у ребёнка нет оформленного сознания, всё, что он делает, генерит его подсознание — инстинктивная часть нервной системы. Ничего до него донести на этом этапе невозможно. Ничего «во благо» или «назло» он делать не может, потому что этого не может делать его нервная система. Ему бы со своими руками-ногами-ртом разобраться. Поэтому в этот период времени совести у него нет.

1-4 года. На этом промежутке времени ребёнок становится способен реагировать на команды «нет» и «нельзя». Значения слов он не понимает. Спроецировать запрет одного на что-то другое, да и на тоже самое не может, потому что этого не может его нервная система. Но он может реагировать на тон значимого взрослого и, например, остановиться в попытке перебежать дорогу. Но не от того, что взрослый орёт «нельзя», а от того, что взрослый орёт. Орите предостерегающе, но не обвиняюще. Пройдут месяцы, прежде чем нервная система ребёнка сопоставит крик и ситуации, и сделает на основе этого сопоставления выводы. Мыслительной деятельности тут нет, и на этом сгорает огромное количество родителей, которые думают, что объяснили, и ребёнок их понял, но он не понял, потому что не может. «Хорошим» от факта послушания он себя считать не станет тоже, как и «плохим» от факта непослушания. И поэтому очевидно, что и совести у него по-прежнему нет и быть не может.

3-7 лет. На этом промежутке времени зарождается и быстро развивается сочувствие и сопереживание. 6-летка умеет пожалеть маму, кошку или младшую сестру, поэтому обижать их не будет. А не потому что просто нельзя (вернее потому, что будут орать), как было в 1-3 года. В это время важно много и в игровой форме рассуждать с детёнышем о сопереживании. Но его сопереживание ещё не будет интеллектуальным, и более того, по-хорошему, оно будет навязано вами, а не разработано им самим. И это ещё не совесть, а лишь важная её часть, фундамент.

7-12 лет. В этом возрасте детей прет играть по правилам, придумывать свои и непременно им соответствовать, отстаивать мельчайшие от них отклонения и оценивать справедливость вообще всего по скурпулезному соответствию заданным условиям. На этом промежутке времени можно из него лепить верующего/экологичного/экономичного/коммунистичного/спортивного и тд и всё прекрасно получится! И это тоже аспект совести — возможность учитывать групповые моменты и уважать их. Но это таки ещё не совесть, это лишь старшие классы школы эмоционального интеллекта и понимание законов микросоциума — класса, секции, кружка, семьи. На этом этапе важен опыт нарушения правил (украл, наврал, прогулял) и отслеживание собственных эмоций по этому поводу. Тут уже орать бессмысленно, тут важно дружно признать факт нарушения и наличия по этому поводу неприятных эмоций. Это будет основой личного внутреннего кодекса чести в будущем, что тоже крайне важно в развитости эмоционального интеллекта.

12-16 лет. Переходный возраст. Время, когда человек во всём сомневается. Принципы семьи кажутся пещерными, распорядок школы — совдеповским, ритуалы внутри круга друзей — дурацкими. Все бесит, дисфория и полная перепрошивка. Про переходный возраст у меня «в столе» несколько месяцев уже лежит статья, попросите — выложу. А если коротко — то это самый сложный период в жизни человека с точки зрения физиологии. И в этот момент формируется личность. Человек мучительно превращается из гусеницы в бабочку, и то, как он это сделает, предопределит всю его взрослую жизнь. Для развитого эмоционального интеллекта здесь важно на разрушенном построить свое доброе, светлое и вечное, помучиться, посомневаться, получить опыт того, как не надо и понять лично для себя, как же надо. И вот с этого момента начнется становление полноценной личностной совести.

И примерно с 16 лет вы наконец-то можете спросить человека «У тебя совесть есть?». А до этого её нет, и быть не может, потому что этого не может его нервная система. Что заложили родители и ближайший социум, то и отражается в ребёнке, как в зеркале.

У совести есть 3 возможности проявления — совесть внутрисемейная, совесть внутриобщинная и совесть общечеловеческая. И чем мельче масштаб, тем чаще человек поступает по совести. Ведь совесть внутрисемейная в норме формируется на любви, доверии и личном примере старших. Если, конечно, есть с чего брать пример. Да и прилетит быстрее, если накосячил )).

Я была очень жалостливым ребёнком, и когда только пошла в школу, я тащила из дома сосиски, чтобы кормить ими бездомного кота (этап сочувствия), а в 8 лет узнала правило — тащить сосиски можно, а вот пачкать пальто нельзя, поэтому сосиски нужно носить в салфетке (этап игры по правилам). В 14 лет мне было жалко котов и я их продолжала кормить, но не носила пальто — я его отрицала (этап перепросмотра), а в 15 я отрицала сосиски, потому что болела анорексией. К 20 годам я снова носила сосиски в кармане. В салфетке. Так ведь разумно 😊, а теперь я покупаю бездомным кошкам корм и помогаю приютам деньгами. Сочувствие осталось, правила соблюдены, перепросмотрены, сформирована своя устойчивая мораль и развит эмоциональный интеллект. Такой вот сосисочно-кошачий.

🐾

На всех этапах формирования эмоционального интеллекта и становления совести важно обсуждать с ребёнком его чувства. Называть их, проживать их и думать с ним, как можно было поступить иначе. Но не обсуждать других в сравнительном и осудительном ключе — зачем вам критик-сплетник?

Чем больше я погружаюсь в детскую психологию, тем больше душевных ран на мне заживает. Тем меньше я боюсь быть мамой. Тем сильнее я верю в то, что наши дети будут не просто лучше чем мы, а благодаря нам.

Share This:

Добавить комментарий