ВНИМАНИЕ!

Название этой статьи – «ВНИМАНИЕ» и в ней я расскажу Вам, что такое внимание, как его тренировать, что произошло с Вами на клеточном уровне в тот момент, когда Вы увидели само слово «Внимание», и чем Вам вообще полезна эта статья (ну кроме того, разумеется, что процесс изучения новой информации омолаживает Ваш организм!)!

Если Вы сейчас удивились омолаживающему эффекту новой информации на Ваш организм – откройте в новой вкладке мои статьи «Йога для мозга», «Йога и омоложение» и «Поговорим о мозге» и обязательно прочитайте — это должен знать каждый уважающий себя продвинутый пользователь собственного тела.

А теперь поговорим о внимании.

Аристотель рассматривал внимание как феномен сужения диапазона чувств. Первое же, и самое распространенное, психологическое определение дал У. Джемс в 1890г.: «Каждый знает, что такое внимание. Это овладение разумом в чистой и яркой форме только одним из многих одновременно представленных объектов или одной мыслью из целой череды мыслей».

Основной характеристикой внимания является избирательность или селективность в активности организма. В чем это выражается? Очевидно, что наше внимание может быть привлечено к какому-то одному объекту, событию или мысли в череде других событий и многообразии окружающего мира, и на этот раздражитель мы направим все свое внимание.

Однако, несмотря на полную очевидность феномена внимания, общепринятого научного определения внимания к настоящему моменту нет. Основной причиной этого является то, что одни ученые рассматривают внимание как самостоятельный психический процесс, а другие – как одну из характеристик взаимодействия психических процессов.

Thinking man

Проще всего объяснить суть феномена внимания, коротко разобрав несколько основных теорий или моделей внимания, сформулированных на основе исследований, проводимых психологами и психофизиологами:

  1. Теория фильтра.
  2. Возьмем шумную вечеринку. Вы вовлечены в интересный разговор с собеседником, в котором Вы слушаете только его и не слышите разговоры других – это фокусирование внимания. Но вдруг Вы услышали в другом разговоре свое имя – это разделение внимания. Как объяснить возможность такой избирательности информации? Очевидно, определенными фильтрами, имеющими место быть и работать в нашем головном мозге!

    Общая идея теории фильтра заключается в том, что на пути прохождения от рецепторов (слуховых, зрительных, болевых, проприорецепторов и т.п.), подвергшихся воздействию внешних раздражителей, до коры головного мозга имеет место механизм, отфильтровывающий эти импульсы. Причем селекция поступающих импульсов не совсем случайна. Селективный фильтр может быть настроен на принятие желаемой информации (голос собеседника), а для всей остальной информации фильтр блокирует входы (гасит шум вечеринки).

    Однако, развитие аппаратуры, изучающей работу головного мозга, дало ясное понимание того, что мозг регистрирует ВСЕ раздражители и каждый сигнал доходит до специальной области, которая отвечает за его обработку, а значит, теория существования фильтра, для поступающей в головной мозг и затем только обрабатывающейся информации, несостоятельна. И тогда родилась следующая теория – теория вызванного внимания.

    foto2

  3. Теория вызванного внимания.
  4. Согласно этой теории, в процессе привыкания к внешним раздражителям в коре головного мозга формируется нервная модель стимула, в которой фиксированы все параметры знакомого комплекса раздражителей. Проще говоря, находясь в знакомой обстановке, мы не реагируем на привычные для нас раздражители – шум музыки, вспышки света, запахи парфюма, потому что они являются для нас знакомыми (привычными) для данной ситуации и поэтому не отвлекают нас. Голос же собеседника, передающий существенную для нас информацию, является новым раздражителем, на который мы переносим все наше внимание, и чем важнее доносимая информация, тем активнее мы включаем те сенсоры и системы мозга, которые ответственны за ее доставку и обработку.

    Развитие этой теории привело к выделению трех видов нервных моделей стимула:

    • Пассивная или непроизвольная модель стимула – неожиданно появившийся новый раздражитель, например, незнакомый Вам человек на той вечеринке, где Вы предполагали всех знать.
    • Активная или произвольная модель часто предъявляемого стимула – редкий стимул на фоне более частых. Допустим, Вы голодны и, несмотря на интересный разговор, таки пытаетесь высматривать официанта с закусками. Как он выглядит Вы не знаете, но знаете, что он должен появиться. Ваш мозг формирует модель официанта и сличает ее со всеми участниками вечеринки, отбрасывая тех, кто на его роль не подходит, пока не зарегистрирует искомый объект (и хорошо бы, чтобы объект имел при себе поднос с пончиками))).

    Обе эти модели существуют одновременно и обеспечиваются активностью нейронов разных областей мозга.

    • След внимания или модель целевого стимула – когда вероятность появления искомого стимула возрастает до определенного уровня, тогда уже формируется нервная модель именно этого стимула. След внимания существует только тогда, когда у субъекта актуализирован ясный образ целевого стимула. Пончики Вам понравились настолько, что Вы запомнили официанта, который их разносит! И теперь Вы, увидев его, сразу идентифицируете его образ со вкусом пончика. Официанта можно поздравить – теперь он является для Вашего мозга следом внимания или целевым стимулом насыщения пончиками.

    Ну а я, смею надеяться, являюсь для моих подопечных целевым стимулом прекрасного самочувствия и великолепного настроения!

    Недостаток теории вызванного внимания заключается в зависимости от внешних раздражителей. Тем не менее, совершенно очевидно, что объектом внимания могут быть не только эти источники. Помимо событий и объектов в окружающей среде можно выделить и внутренние источники, к которым может привлекаться внимание. Более того, эффекты внимания определяются обучением и тренировкой!

    foto3

    Неэффективное выполнение какой-либо задачи на внимание свидетельствует об отсутствии навыка выполнения этой задачи. Новичок на шумной вечеринке, с высокой степенью вероятности, останется голодным, слегка оглохшим и мало усвоившим даже то, что он посчитал важным. Завсегдатаи моментально найдут и официанта, и потенциальных осведомителей и просканируют пространство на предмет новых участников просто потому, что многократное посещение этих вечеринок было своеобразной тренировкой для их нервной системы. Почему это работает объясняет следующая теория, родившаяся на основе только что озвученной:

  5. Мы плавно подошли к третьей теории внимания – Теории предваряющего эффекта. Эта теория не относит внимание к психическим процессам. Ряд современных ученых рассматривает внимание как результат естественных преднастроечных или предваряющих эффектов в континууме (сплошной среде, в которой исследуются процессы при различных внешних условиях) деятельности. Вы не пассивный слушатель на вечеринке, а активный участник собственной жизни, находящийся в заданных условиях и выполняющий определенные задачи. Вечеринка с Вами не случилась, Вы осознанно находитесь в тех условиях, которые сформированы вокруг Вас, и Вы определенным образом управляете ходом событий, разворачивающихся во время вечеринки, выбирая те объекты и субъекты, которые способствуют решению Ваших же задач.

«Образ в нашем уме является вниманием» У. Джемс.

Эта теория объясняет понимание собеседниками друг друга в шумном зале на вечеринке наличием у них активных схем, в которых имеет место влияние предшествующей обработки сигналов на последующую. Схемы являются тем посредником, через которого прошлое оказывает влияние на будущее; уже усвоенная информация определяет, что будет воспринято впоследствии. Этих схем в организме множество и формируются они по мере накопления опыта, и чем больше у нас этих схем, тем выраженнее способность к восприятию все более тонких аспектов окружения. С биологической точки зрения схема – это часть нервной системы, некоторое множество физиологических процессов и структур. Не отдельный центр в мозге, а целая система, включающая рецепторы, проводящие в обе стороны (к мозгу и от мозга) сигналы пути (нервное волокно) и центры обработки информации. Активности, направляемые двумя схемами, могут вступать в конфликты друг с другом или даже оказываться совершенно несовместимыми. То, что происходит в таких случаях, называется избирательным вниманием.

 shutterstock_94325581-300x300-jpg

Внимание, с точки зрения современных ученых, это не что иное, как восприятие. Мы выбираем то, что хотим видеть, предвосхищая структурированную информацию, которая будет при этом получена.

Если рассматривать восприятие как то, что мы делаем, а не как нечто, навязываемое нам, то никакие внутренние механизмы отбора не нужны. Организм активен — он делает одно и оставляет в покое другое. Мы сами творцы своей вселенной.

Что же будет происходить с игнорируемой информацией? Это будет зависеть от уровня развития навыков индивида.

С позиции системно-эволюционного подхода (подход современных ученых) внимание рассматривается не как самостоятельный психический процесс, а как характеристика степени совершенствования межсистемных отношений в текущей деятельности. Оцените: Вы тем более внимательны, чем больше информации способны усвоить и переварить в единицу времени.

Вспоминаем великолепного Шерлока Холмса, способного за 20 сек внимательного осмотра стоящего перед ним человека, вычислить настолько тонкие детали его бытия, что люди считали его демоном!

foto5

Внимание, как и силу воли, можно и нужно тренировать! Чем чаще Вы занимаетесь координацией поступающей информации, сосредотачиваетесь и концентрируетесь, тем проще будете это делать в будущем, что позволит Вам замечать тонкие детали, настроения и странности в поведении собеседников, видеть и слышать больше, читать глубже, выполнять движения точнее – то есть быть эффективнее в своей деятельности!

Как развивать внимание помимо участия в вечеринках?

Занимайтесь спортом, а лучше йогой. С йогой можно обойтись и без вечеринок:)

Почему?

  • Физические упражнения развивают концентрацию. Чем старательнее Вы их выполняете, тем сильнее прокачиваете свои способности к вниманию. Не менее полезным будет приобретение железной силы воли, что тоже даст Вам преимущество в любом, даже самом эмоциональном споре с перепрыгиванием с темы на тему.
  • Йога, помимо упражнений на концентрацию, предполагает много упражнений на развитие баланса и координации, а значит на занятии всегда будет что-то новое, ведь невозможно прокачать координационные способности, не вводя в привычный комплекс упражнений новые, обучающие нервную систему к согласованию новых и привычных импульсов и быстрой их обработке! Точно таким же образом тренируется внимание – вспоминаем перечисленные теории, привычную среду и новых раздражителей – на тренировке на баланс новые и сложные упражнения будут Вашим тренажером внимания, сосредоточения, концентрации и координации не только тела, но и мыслей. Подробнейшим образом я рассказываю о координации и пользе ее развития, а также о том, почему таки йога – лучшее для этой цели средство в статье «Йога и развитие координации».

Научившись концентрироваться и координироваться на занятиях, Вы перенесете эту способность во все свои жизненные ситуации! Сосредоточиться на сути разговора, удержать его линию, не поддаться на провокации и осуществить это голодным на шумной вечеринке – не составит для Вас большого труда. Это я Вам гарантирую!

Итак, я коротко рассказала Вам историю изучения феномена внимания, от теории фильтра, где различные раздражители предполагались подавляемыми или пропускаемыми через специальные реле на уровне периферической нервной системы, до теории нервной модели стимула, рассматривающей привычную среду и влияние появления нового раздражителя на наши сенсоры и головной мозг, рассказала о том, что обе эти теории объединяло то, что они рассматривали внимание, как отдельный психический процесс. Я объяснила, почему эти теории оказались несостоятельными, и как из них родилась основная современная теория внимания – теория предваряющего эффекта, называющая внимание восприятием, а основной характеристикой внимания считающая степень совершенствования межсистемных отношений в текущей деятельности, то есть способность координировать несколько одновременно регистрируемых и протекающих процессов и событий. Современная теория объясняет и то, что внимание можно и нужно тренировать, совершенствуя работу нервной системы. Физические упражнения и, главным образом, йога – прекрасный инструмент развития внимания и «прокачки» нервной системы, и это помимо очевидной пользы для здоровья организма! Пользуйтесь!

foto6_oblozhka

Будьте здоровы и внимательны, особенно к счастливым мгновениям жизни!

Share This:

One thought to “ВНИМАНИЕ!”

  1. Как всегда все очень понятно, даже не смотря на применяемые обороты и научные термины.
    И ещё одно неожиданное открытие, сделал лично для себя: что даже после тяжелого рабочего дня, статьи читаются на одном дыхании, что как мне кажется, говорит о том, что нашему Мозгу все прочитанное выше доставляет удовольствие! А значит полезно!

Добавить комментарий