Дети и прием пищи

Как научить ребёнка кушать так, чтобы во взрослом возрасте он не задумывался над подсчётом калорий, не болел ожирением и не страдал пищевой зависимостью? Стык физиологии и психологии — психофизиологии даёт на этот вопрос развёрнутый ответ. И пусть рассказ будет о детях, но и вдумчивые взрослые, желающие наладить своё питание найдут много полезного, если осилят текст. Читайте медленно, так будет интереснее и применимее поглощать информацию. 

Рецепторы вкуса развиваются долго, грудничок чувствует сладкий вкус, для которого природа определила всего один вид рецептора, также он может почувствовать жирное (обволакивающее) и к 3-6 месяцам — солёное. Постепенно от 1 года к 5 годам начинают пробуждаться рецепторы к кислому, затем вяжущему, затем горькому, поэтому у совсем маленьких деток предпочтений в еде быть не может, ну кроме как к сладкому. К переходному возрасту человек может расчитывать на полный набор вкусов, которые он может распознать, а значит, и насладиться. 

Сыр, вино и темный шоколад без оформленных рецепторов к горькому (которых, к слову, аж 26 видов) не вкусные, поэтому это привелегия взрослых, что, несомненно, хорошо. Негоже в детском возрасте различать оттенки вина и сырное послевкусие, печень незрелая и такого праздника жизни просто не потянет. 

Становится очевидным, что одна и таже еда в вашей тарелке и тарелке вашего детёныша имеет разный вкус. Ему может не нравиться то, что вы едите. Смиренно осознайте это.

К чему приводит запихивание? К пищевой фригидности. Ребёнок итак не сильно понимает, что он там ест, ему бы изучить. А его напинывают поскорее утрамбовать всё и куда-то там бежать. Еда под напором минует тот минимум вкусовых рецепторов, который есть у ребёнка и устремляется в желудок. Первая стадия насыщения — мозговая — провалена. Это та стадия, на которой изо рта идёт информация в мозг о том, что принимается пища. В ответ на эту информацию мозг снижает гормон голода грелин и это крайне важно для формирования здорового пищевого поведения. С несниженным грелином через час дитё попросит печеньку, а то и через каждых полчаса, инсулин детёныша будет всегда выше требуемой нормы, вслед за ним и дофамин будет шкалить — ребёнка будет терзать «сахарный дракон» (синдром гиперактивности) — качели, на которых будет кататься его нервная система, а за ней и ваша.

Далее пища проваливается в желудок и тут происходит 2-я стадия насыщения  — механическая, за ней будет третья — кишечная. И когда-нибудь я о них расскажу, но на аккаунте для взрослых и в контексте похудения и поддержания здоровья. 

Вернемся к детям. Вот вы упихнули очередной раз что-то невнятное в своё чадо, и на хронической основе такого обращения у него сформировалась привычка есть быстро не пойми что. Если хотя бы примерно при этом понятно, что пихается невкусное, у него сформируется привычка не думать о еде. Трансовая еда — термин в диетологии, обозначающий поедание еды под потоки мыслей о прошлом и будущем. В таком состоянии можно сожрать и слона, а на хронической основе, собственно, этим слоном и стать.

По последним данным физиологии количество жировых клеток может увеличиться вплоть до переходного возраста, и если вы до 17 лет были худым человеком, то потом толстеть будете только за счёт раздувания собственных адипоцитов и проникновения жирных кислот в рабочие клетки тканей (сосуды, сердце, печень, кишечные петли). Толстый ребёнок толстеет и за счет раздувания уже имеющихся адипоцитов и за счет отращивания новых (!). То есть к возрасту 30 лет он имеет все шансы на вес более 130-150кг. Детское ожирение преступно!

Поэтому формировать привычку к избирательности крайне важно, пригодиться не только за столом, но и в жизни в целом. Сложно вообразить человека, тонко разбирающегося в искусстве, поедающим одни пельмени. С точностью до наоборот и даже эффективнее это работает и в обратную сторону! Разбираясь в собственной тарелке, принимать людской ширпотреб будет не приятно. 

Как формируется вкусовая избирательность и привычка медленно, читай — культурно, есть у малышей?

Дети обожают ритуалы, вопросы и игровую форму. Понятно, что не на буднях с утра трапезничать, но таки на выходных проводить время за семейным столом что-то очень здоровое и важное для каждого члена любой семьи. Перед трапезой важно ребёнка «разогреть» — обсудить меню, порассуждать о пользе и составе (в наших вареных яйцах настоящий клад, из которого будут строится крепкие ручки-ножки и дальше будут видеть красивые глазки), накрывать стол и радоваться скорой вкусной еде и тд. Во время еды демонстрировать медленное поедание с большим итальянским удовольствием, спрашивать ребёнка, как ему вкус и на что похоже, сколько раз хрустнуло и каких цветов все содержимое тарелки, а после еды исключая слово «вкусненько» описать восторг съеденного, поверьте, это будет интересно не только детям, но и самим взрослым, и гораздо полезнее для пищеварения, чем обсуждение последних сплетен на фоне забытого ребёнка. 

Для пущей таинственности и более высокого аппетита важно приучиться кушать только в положенном для этого месте, в заранее обговоренные время и формате, вводить новую еду постепенно, а «старую» продолжать пробовать, ведь для того, чтобы ребёнок определился нравится ему еда или нет, он должен попробовать ее не менее 20 раз — это не я придумала, это психофизиология! Вот и считайте вместе!

Ребёнку важен некий пищевой аскетизм, модное сейчас разнообразие в еде понимается неверно. Не потреблять всё, что доступно в супермаркетах, не об этом речь, речь о том, что ребёнок должен в сутки получать 5 основных групп продуктов: белок (животный и растительный), крупы (и макароны), жиры (масла), овощи (в тч и крахмалистые) и углеводы в виде быстрых сахаров (фрукты, сладости в меру). А вот внутри этих групп такого уж разнообразия не нужно, на что бюджета и фантазии хватает, того и достаточно. 

Развивая ритуальность и культуру приема пищи, вы разовьете в человеке терпение и избирательность на подсознательном уровне, и ему не придётся дрессировать себя взрослым. А не развивая пищевую фригидность, вы избежите процветания в нем чревоугодия, обжорства и формирования пищевой зависимости. 

Чего точно не стоит делать, так это награждать едой и наказывать. За пятёрку — сникерс, за двойку — манная каша. На выходе двойной невроз и по поводу оценок и по поводу удовлетворения базовой потребности в пище. Еда — это еда. И с ней бы разобраться в эпоху потребления. А манипулировать ею, дрессируя собственного ребёнка как-то не по нашему, не по взрослому, в смысле. 

Надеюсь, я зарядила вас на большой, интересный и душевный семейный обед!

Приятного аппетита!

ПС: У грудничков нет насыщения, тк не сформирована мозговая стадия утоления голода, их может удовлетворить только доверху набитый желудок. А что если эту стадию нужно формировать и от качественно сформированной этой стадии зависит здоровье человека в будущем? И что если среди нас огромное количество людей, которые свою мозговую стадию насыщения так и не сформировали, поэтому сейчас страдают? И поднимется ли после этого у вас рука торопить своё чадо за столом лишний раз? А себя торопить?

#КсенияШатская_детям 

Share This:

Добавить комментарий